Творчество А.П. Чехова Электронная научная система  




Архиерей
   
 

Впервые: Журнал для всех. 1902. № 4. Стлб. 447–462. Подпись: Антон Чехов.

Творческая история рассказа восстанавливается по письмам и записным книжкам Чехова. В марте 1901 г. писатель упоминал о том, что пишет рассказ «на сюжет, который сидит у меня в голове уже лет пятнадцать». В записных книжках сюжет и финал «Архиерея» появились в только в 1899 г.; тогда же определилось название. По воспоминаниям С.Н. Щукина, замысел был связан с фотографией таврического епископа Михаила – человека еще не старого, с очень умным, одухотворенным лицом «и с печальным, страдальческим выражением». Больной чахоткой архиерей был запечатлен на карточке вместе со старушкой-матерью. Назывались и другие возможные прототипы главного героя. Некоторые реалии рассказа позволяют говорить и о скрытом автопсихологизме, об отражении настроений Чехова в ялтинский период: герою, преосвященному Петру, 42 года, но он болен и чувствует, что жизнь уже уходит; его постоянно тревожат посетители, но среди них нет человека, с которым можно было бы отвести душу.

Почти не замеченный критикой после выхода в свет, «Архиерей» в XX веке был признан одной из вершин мировой литературы.


Епископ Михаил (Грибановский) с матерью

Архиерей – священнослужитель, относящийся к высшей степени священства, епископ.

Архиерей в облачении (Никодим, епископ Енисейский и Красноярский, вторая половина XIX века)

Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим – один из великих (двунадесятых) праздников, отмечаемый за неделю до Пасхи. На богослужении в день праздника или накануне совершается чин освящения верб. Действие рассказа происходит во время наиболее важного времени церковного года – Страстной недели, которая начинается в понедельник после Вербного воскресенья и заканчивается в субботу перед Пасхой.


Освящение вербы, современная фотография

Богослужение в Вербное воскресенье, современная фотография

Источники: Одинцовская, Екатеринбургская епархии Русской Православной Церкви.


Всенощная (Всенощное бдение) – богослужение, которое по уставу должно продолжаться от заката до рассвета (на практике часто короче); совершается накануне великих (двунадесятых) и некоторых других праздников, а также накануне воскресного дня.

Преосвященный – титул епископа.

Канон – здесь: песнопение, посвященное празднику или святому; как правило, одни части канона поются, другие – читаются.


Хо́ры – верхняя открытая галерея (или балкон) внутри церкви.

Церковь во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»
приюта принца Ольденбургского в Санкт-Петербурге.
Интерьер. Фото 1890-х гг.


Клирос – место в церкви, предназначенное для чтецов и певчих; обычно клироса два – они помещаются справа и слева от алтаря.

Певчие станицы Новорыбинской, фото 1909 г.

Келейник – прислужник при игумене или архиерее, как правило, тоже монах.


Монах Коневского Рождество-Богородичного монастыря в келье за чайным столом (1900-е годы)

Источник: Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга.


Иеромонах – монах, посвященный в священники.

…ослица Иегудиилова! – выражение «валаамова ослица», восходящее к ветхозаветному повествованию о прорицателе Валааме, которого упрекнула в жесткости внезапно заговорившая ослица (Чис. 22: 27–29), в конце XIX – нач. XX века было широко известно; Иегудиил – имя одного из архангелов, не связанное с библейским рассказом о Валааме и его ослице.

...betula kinderbalsamica secuta. – Фраза составлена из латинских и немецких слов: betula (лат.) – береза, kinder (нем.) – детская, balsamica (лат.) – исцеляющая, secuta (лат.) – секущая.

Проскомидия – первая часть литургии, приготовление хлеба (просфор) и вина для евхаристии священником в алтаре.


Просфора – хлеб, употребляемый во время таинства Евхаристии.

Просфора

Древо. Открытая православная энциклопедия


Духовное училище – низшее четырехклассное духовно-учебное заведение, дававшее право поступления в семинарию.

Эконом – ведал хозяйственной частью монастыря.

Епархиальный архиерей – глава епархии, церковно-административного округа. Герой рассказа является викарным архиереем, то есть епископом, не имеющим своей епархии и помогающим епархиальному архиерею.


Скуфейка (скуфья) – у православного белого духовенства: остроконечная бархатная чёрная или фиолетовая мягкая шапочка.

Дьякон в скуфье, вторая половина XIX века


Успенье – Успение Пресвятой Богородицы, один из двунадесятых праздников, отмечается 15 (28) августа.

Архимандрит – один из высших церковных чинов (ниже епископа).

У японцев теперь война. – Ближайшая ко времени написания рассказа японско-китайская война происходила в 1895 г.

Академия – имеется в виду духовная академия – высшее четырехлетнее духовно-учебное заведение, готовившее священников. Выпускники получали магистерские и докторские степени.

Благочинный – священник, назначаемый епархиальным архиереем в качестве «старосты» одной из частей епархии – благочиния, для надзора за порядком и осуществления связи между епархией и приходами.


...слушая про Жениха, грядущего в полунощи, и про чертог украшенный... – песнопения первых трех дней Страстной седмицы, отсылающие к притче о десяти девах (Мф. 25:1–13).

Се Жених грядет в полунощи (хор Валаамского монастыря)

слушать

Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный (хор Сретенского монастыря)

слушать


Омовение ног – чин омовения ног, при котором архиерей омывает ноги 12 священникам или монахам в память об омовении ног ученикам, которое совершил Иисус Христос перед Тайной вечерей (Иоан. 13:4), совершается в Великий четверг.

Чин омовения ног, современная фотография

Источник: Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви


...пора к Страстям Господним ~ В продолжение всех двенадцати евангелий... – Двенадцать евангелий – на утрене в Страстную пятницу (служится вечером в четверг) читаются 12 евангельских отрывков, которые в хронологическом порядке рассказывают о «страстях Христовых» – страданиях Христа в этот день.

Утреня Страстной пятницы, современная фотография

Источник: Одинцовская епархия Русской Православной Церкви


«Ныне прославися Сын Человеческий»... – Иоан. 13:31 и далее.


К тексту

В раздел
 

 © Санкт-Петербургский государственный университет